Пресуппозиции в нейролингвистическом программировании (НЛП) — аксиоматические убеждения, используемые как инструмент, облегчающий, достижения желаемых эффектов. Значимость пресуппозиций состоит не в том, что они истинны (то есть в точности описывают объективную реальность), а в том, что в них полезно поверить для наиболее эффективного выполнения определённых задач в НЛП.

1. Никто не владеет истиной в последней инстанции.
2. Все люди разные, каждый имеет свои собственные представления том, что хорошо и что плохо. Каждый человек живёт в своей модели мира, и эта модель неизбежно отличается от самого мира. «Карта – это не территория».
3. В любой ситуации каждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представит в данный момент. То есть человек всегда по-своему и для себя прав и не обязан быть человеком, приятным во всех отношениях.
4. В каждом человеке существует внутренний ресурс, внутренний потенциал для решения его проблем. Если человек осознаёт проблему, значит, он уже знает (но возможно не осознаёт) её решение.
5. Есть различие между человеком и его поведением. Успех общения зависит от Вашей способности понять способы мышления и поведения собеседника, то есть его мир.
6. За каждым поведением стоит некоторое позитивное (положительно направленное) намерение.
7. Смысл общения заключается в вызванной реакции, а не в том, что предполагалось сообщить (Коммуникация – суть манипуляция).
8. В человеческом взаимодействии наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляет наибольшую гибкость и разнообразие в поведении. Если Вы всегда делаете то, что вы всегда делали, Вы всегда будете получать то, что Вы всегда получали.
9. Память и воображение используют одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то же действие.
10. Знание, мышление, память и воображение возникают из последовательности и сочетаний систем представления.
11. Психика и тело – это части одной и той же кибернетической системы. Поэтому существует параллелизм и взаимосвязь между нашими внутренними нервными процессами и нашим внешним наблюдаемым поведением.
12. Метод проб и ошибок составляет часть процесса обучения. Если Вы не получили желаемым результатов, это не значит, что Вы потерпели неудачу. Не бывает поражений или неудачной работы, существует только обратная связь о Вашем взаимодействии и Вам надо только проанализировать её, чтобы использовать в дальнейшем.
13. Если Вы не ведаете, куда Вы идёте, то Вы можете зайти в тупик, куда бы Вы не шли.
14. Не бывает безвыходных ситуаций. Каждая проблема имеет своё решение (Даже когда Вас проглотили у Вас всё равно два выхода).
15. Если Вы не достигли желаемого результата от того, что Вы сделали, то сделайте что-то иначе, если и здесь нет результата, то займитесь прямо противоположным.